Частотное управление электродвигателем
Частотными преобразователями называются устройства, предназначенные для защиты электродвигателей от скачков напряжения, плавного пуска и торможения, обеспечения энергоэффективности станков, конвейеров, роботизированных линий, насосных станций, систем вентиляции в различных отраслях промышленности. Конструкция состоит из выпрямителя (преобразователя переменного тока в постоянный) и инвертора (преобразователя постоянного тока в переменный). На выходе ток имеет другую амплитуду и форму. Различные модели отличаются по мощности и электрическим характеристикам. К системе могут подключаться дополнительные элементы.
Программирование частотных преобразователей
При скалярном управлении преобразователя программирование и контроль за режимами работы может осуществляться при помощи ПИД-регулятора и заводского контроллера. Если преобразователь с векторным управлением, для программирования используется пульт, выводящий данные на экран. Для управления несколькими устройствами разрабатывается система автоматического управления с алгоритмом, который программируется при помощи компьютера.
При первом включении устанавливаются значения напряжения в сети и электродвигателе, задаются параметры для работы, соответствующие типу управления. Программирование – это запись рабочих параметров через панель управления или компьютер. Если нет ни платы интерфейсов, ни панели управления (что бывает редко), используются программаторы для прошивки микросхемы.
После подключения преобразователя к системе обязательна проверка функциональности и уточнение или добавление данных (при необходимости). Во время эксплуатации характеристики необходимо регулярно проверять и сверять с данными, введенными при первом запуске.
Частотное регулирование двигателя асинхронного типа
Чаще всего в промышленности используются асинхронные двигатели, отличающиеся простой конструкцией и доступной стоимостью. Основной недостаток – невозможность при прямом включении отрегулировать параметры вращения ротора. Для его устранения используются преобразователи, позволяющие корректировать показатели скорости при помощи коррекции питающего напряжения. Этот способ позволяет регулировать скорость асинхронного электродвигателя в сравнительно широком диапазоне, достаточно плавно и с минимальными потерями мощности.
Для асинхронных электродвигателей используются 2 вида преобразующих устройств с управлением векторного типа: без установленного на валу датчика и с обратной связью (по отношению к скорости). Вид управления выбирается, исходя из сферы применения. При необходимости в точном поддерживании скорости выбирается преобразователь без датчика. Устройство с обратной связью выбирается, если скорость вращения меняется в достаточно широком диапазоне или требуется коррекция момента при низкочастотных вращениях.
Управление векторного типа позволяет:
- с высокой точностью регулировать скорость даже в том случае, если на валу отсутствует датчик;
- при низкой частоте добиться плавного вращения;
- при нулевой скорости обеспечить номинальный момент (при наличии датчика);
- предотвратить скачки скорости в момент изменения нагрузки;
- обеспечить режим работы, снижающий нагревание и намагничивание.
Все это дает возможность повысить КПД электродвигателя и всей системы.
Синхронные и асинхронные частотно регулируемые приводы
Частотно-регулируемым приводом называется устройство, предназначенное для управления параметрами вращения ротора, состоящее из синхронного/асинхронного электрического двигателя и преобразователя частот. Управление бывает скалярное или векторное.
Управлять синхронным двигателем сложнее, чем асинхронным из-за необходимости постоянно изменять положение ротора. Это необходимо для того, чтобы электрический двигатель не терял синхронность.
Синхронные приводы используются для:
- запуска;
- холодной прокрутки;
- технологической прокрутки.
В синхронном частотно регулируемом приводе традиционное регулирование возможно только при небольших мощностях, характеризующихся малой инерцией. При большой мощности существует вероятность выпадения двигателя из состояния синхронности. Лучший вариант – привод, оснащенный самосинхронизацией, обеспечивающей управлять приводом, исходя из положения ротора.
При выборе привода необходимо учесть:
- мощность (должна быть такая же, как у двигателя, или больше);
- напряжение на входе;
- диапазон частоты;
- вид управления;
- регулировочный диапазон;
- особенности установки;
- отзывы о производителе;
- гарантийный срок.
Желательно, чтобы у устройства была панель управления с кнопками для программирования и пульт управления. Немаловажное значение имеют так же условия эксплуатации и возможность автоматической настройки. Для настройки векторного преобразователя чаще всего требуется специалист.